arch
Архивная версия / archive version:


Проект «Архи всЁ» переехал на сайт www.cih.ru
This project was moved to the www.cih.ru

данная версия не обновляется и может быть недоступной через некоторое время

см. также: СНиПы | Бионика | Модерн | Новости | Строительство

Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website:
 
проект:   city-2 / архи.всё -> архи ГЭК
   Итало-Греческий стиль   Все архитектурные стили
Архи . всЁ
прессслужба
радизайн
Архи . форум

ИТАЛО-ГРЕЧЕСКИЙ СТИЛЬ

ИТАЛО-ГРЕЧЕСКИЙ СТИЛЬ - устаревшее название западноевропейского Неоклассицизма второй половины XVIII в. Художники этого стиля ориентировались на памятники римской античности на территории Италии, через которые стремились получить представление об искусстве древнегреческой классики (Греция в 1453-1830 гг. находилась под властью Турции и была отрезана от христианского мира). "Итало-греческий стиль" следует отличать от понятия "итало-критская школа".

 

ИТАЛЬЯНИЗИРУЮЩИЙ СТИЛЬ

ИТАЛЬЯНИЗИРУЮЩИЙ СТИЛЬ - обобщающее название различных проявлений подражания классическому итальянскому искусству, прежде всего живописи эпохи Итальянского Возрождения, увлечений темами, образами и формами итальянского искусства в разных странах и в разные эпохи. Близкое понятие - романизм.
Итальянизирующим, прежде всего, называют стиль живописи нидерландских художников-романистов начала XVI и XVII вв. : Я. Бота, Н. Берхема, Я. Веникса, Я. Госсарта, П. фан Лара, Л. Ломбарда, К. фан Пулен-бюрха, А. фан де Фелде, Ф. Франкена Второго, М. Я. фан Хеемскерка. Итальянизирующим является искусство Н. Пуссена и К. Лоррена, утрехтских караваджистов, хаарлемских академистов, художников рудолъфинской школы в Праге, художников русской академической школы, работавших в Италии, например, пейзажиста Сильвестра Щедрина. "Итальянизмами" называют отдельные формальные элементы, заимствованные из искусства итальянского Классицизма.

 

ИТАЛЬЯНСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ

ИТАЛЬЯНСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ - переломная эпоха в развитии итальянского и западноевропейского искусства конца XV-начала XVI вв. Слово "возрождение" (итал. "la rinascita") впервые употребил в 1550 г. итальянский художник и историограф Дж. Вазари в "Жизнеописании наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих". Он назвал "возрождением" деятельность итальянских художников начала XVI в. после долгих лет упадка в период "средневековья и варварства".
Падение Римской империи, писал в своей книге Вазари, повлекло за собой длительный период "забвения, отмеченный господством истощенного и усталого греческого вкуса" (итал. "maniera greca"), в то время как "хорошие" картины и скульптуры (подразумеваются античные) оставались неизвестными и скрытыми. Готический стиль (по терминологии Вазари - tedesca - "немецкий"), необоснованно усложненный, противопоставлялся римскому, античному, так же, как "греческие" алтарные картины Чимабуэ живописи Джотто. Вазари писал о "пелене, которая заволокла умы людей" и которая неожиданно, то ли Божьей милостью, то ли под воздействием звезд, спала, и художники вдруг увидели истинно прекрасное. "Подлинное пробуждение и возрождение началось в Тоскане... Люди, в том числе и художники, возвращались к своему естественному состоянию". Дж. Вазари определил суть творческого метода художников Возрождения: природа - "образец", а древние - "школа".
Поэтому создания художников были "частью почерпнуты из собственного воображения, частью из виденных ими останков". В этом - отличительная черта эпохи. Памятники античности люди хорошо знали и в средневековье, но они не смогли тогда послужить примером для художников. Так, после антикизирующих стилизаций в скульптуре XII-XIII вв. западноевропейские мастера обратились к иным, готическим источникам. Это хорошо видно при сравнении творчества скульпторов Пикколо Пизано-отца (ок. 1225 -ок. 1280), представителя более раннего антикизирующего течения, и Джованни Пизано-сына (ок. 1247 - ок. 1314), мастера готически-экспрессивной школы, оказавшейся более значительной для будущего. Предпосылки новой эстетики также существовали в средневековье (термин "media eta" - итал. "средние годы" предложил Дж. Боккаччьо, 1313-1375). Фома Аквинский (ок. 1225-1274) сформулировал три принципа красоты: целостность, соответствие и ясность (или чистота). Согласно его идеям, Божественная Премудрость распространяется не только на духовный, но и на весь материальный мир, со всеми его недостатками.
Это было новое и более сложное прочтение христианских догматов (по доктрине первого Вселенского собора в Никее 325 г., физический материальный мир греховен и не может иметь эстетической ценности). Духовный аскетизм закончился философией неоплатоников VI в. , а в XII-XIII вв. умы мыслящих европейцев завоевывало более целостное и широкое мировоззрение. В трактате Дионисия Картезианца (1402-1471) "О прелести мира и красоте Божией" прямо декларировалось распространение красоты как высшего Божественного блага на весь мир и людей с их грехами и заблуждениями. Несмотря на споры схоластов и теологов, именно такая точка зрения оказывала все более значительное воздействие на умы художников.
В 1338 г. Ф. Петрарка в поэме "Африка" противопоставил "древнюю" и "новую" историю ("светлые" и "темные века"). Отсюда и возникла идея "возрождения" классической античности и прекрасного искусства древних в качестве воплощения нового, более широкого понимания христианского мира. Главной особенностью искусства Итальянского Возрождения является соединение двух устремлений: возрождения классических форм античности и идеологии гуманизма. Принято считать, что слово "гуманизм" (лат. humanitas - человечность, человеческое достоинство от homo - человек) последователи Петрарки - К. Салутати и Л. Бруни - нашли в речах Цицерона, древнеримского оратора и политического деятеля, который понимал под этим термином "образ жизни, достойный человека из высшего общества", основанный на идеале греческого образования. Сочетание учености и воспитанности, уважение к нравственным ценностям (homo humanus) отличают достойного человека от "черни". Отсюда "studia humanitatis (лат. "приверженность гуманизму") как стремление к образованности, культуре, утонченному вкусу, изяществу манер, учтивости.
Однако движение гуманизма началось не в Италии, а в XII в. в Англии, Нидерландах и Бургундии. Епископ Генрих Винчестерский из Блуа (1129-1170) одним из первых вывез из Рима коллекцию античных статуй. В XII в. складывался жанр литературы "О древностях и о "прелестях" Рима: "Par tibi, Roma, nihil"" (лат. "Равного тебе, Рим, нет ничего"). Но именно на итальянской земле, позднее, в XV в. , тяга к учености и классической образованности (гуманизм) соединилась с попытками овладения формами античного искусства. В других "возрождениях", периодах взлета искусства, имевших место и ранее, этого не происходило - новые идеи выливались в старые формы византийского или готического искусства.
В Италии 1410-1420-х гг. отчетливо проявилась иная тенденция: художники вкладывали в античные формы христианское содержание, а писатели-гуманисты увидели свой идеал в формах античного искусства. Кстати вспомнили и формулу Горация "Ut pictura poesis" (лат. "Поэзия подобна живописи"), которая помогла окончательно отделаться от надоевших схоластических споров о допустимости священных изображений. Однако поразительно, как до этого переломного исторического момента те же итальянские художники были равнодушны к античным произведениям искусства.
Еще в XIII в. венецианцы и генуэзцы закрепились в Греции и на островах Эгейского моря. В XV в. флорентийцы, владели многими землями на Пелопоннесе и в Аттике, в самих Афинах (до завоевания Греции турками в середине XV в. ). Но они равнодушно относились к античным памятникам. Этот факт раскрывает еще одну важную сторону искусства Итальянского Возрождения - его идеалистичность, или "контаминацию" (лат. contaminatio - соприкосновение, смешение), переосмысление античных образов. Дж. Боккаччьо восхвалял живописца Джотто (ок. 1266-1337), противопоставляя его произведения искусству его же учителя Чимабуэ, за "правдоподобие", иллюзию реальности, но не за подражание древним! Писатели-гуманисты ставили Джотто выше художников античности. Но уже через некоторое время, в середине XV в. , "подражание натуре" стало восприниматься как "подражание древним" (итал. modi antichi), a ретроспективные тенденции, к примеру, в алтарных картинах стиля "интернациональной готики*, воспринимались как натурализм. Произошла удивительная инверсия смысла. Благодаря новому христианскому чувству истории возникло ощущение исторической дистанции, античность перестала казаться реальностью и в "далевом восприятии" человека эпохи Возрождения превратилась в "sacrosancta vetustas" (лат. "священную древность"). Дж. Вазари писал о том, что и "древнее", и средневековое искусство закончилось. Поэтому античность является не "образцом для подражания", а стимулом для творчества.
Высказывания многих художников Итальянского Возрождения проникнуты идеей "соперничества с древними", стремлением к обновлению. Художники средневековья также обращались к античности, но они, по мнению людей Возрождения, ее искажали. Необходимо было вновь обрести "истинную красоту". По определению Л. Балла (1407-1457), "средневековый мир искажал не только классиков, но и христианство", поэтому итальянский гуманист предлагал "объединить требования религиозной реформы с восстановлением классической традиции". Естественно, что и церковь в этом процессе ощущала себя в центре событий. В 1439 г. на Флорентийском церковном соборе была принята уния западной и восточной церкви (ее отвергли православные патриархи). В 1453 г. после захвата турками Константинополя и падения Византии объединение церкви потеряло смысл, но художники, мастера-ремесленники, живописцы, мозаичисты, стеклоделы и ювелиры, бежавшие от турок в Италию, способствовали проникновению древних эллинистических традиций на Апеннины. Именно тогда писатели-гуманисты заговорили об обновлении религии и даже о создании новой - древнегреческих богов с культом Солнца. Возможно, под влиянием этих идей Леонардо да Винчи сочинял свой "Идеальный город" (1487-1490) как храм-сферу, пространство которого отражает строение Вселенной с Богом в центре. Это совпадает с представлениями философов Плотина, И. С. Эриугены и теолога-мистика, одного из инициаторов объединения церкви, кардинала Николая Кузанского (1401-1464): "Бог - сфера, центр которой везде, а границы - нигде".
В это же время возникает тезис "перенесения" (лат. translatio) эллинистической культуры в Италию. Вот тогда извлеченные из руин античного Рима языческие статуи, которые ранее проклинали за их наготу, и оказались подходящей формой для выражения нового мировоззрения. Недаром на протяжении средних веков сохранялась легенда о том, что античная богиня любви Венера удалилась в таинственную пещеру, где ожидает часа своего возвращения в мир. Эпоха Возрождения в Италии представляет собой не просто возобновление языческих идеалов античности, а утверждение нового христианского самосознания и идеологии нравственной и эстетической ценности человека в единстве его духовного и телесного начал. Искусство Итальянского Возрождения пронизывают мысли о Божественной красоте и мудрости устройства мира. Поэтому это искусство было возвышенным и в то же время - очень земным.
Возрожденческие идеи проявлялись по-разному в отдельных видах искусства. Дж. Вазари называет архитектуру, скульптуру и живопись "дочерьми одного отца - рисунка". Их "матерью" он считает "натуру" (т. е. природу, либо "invenzione" - итал. "изобретение, выдумка, фантазия"). Тем самым Вазари пытается объединить два разных принципа, разделенных еще в античной эстетике: подражание и сочинение. "Подражание-природе" и "верность эллинам" оценивались как "сочетание изящества и достоинства" (итал. gentilezza e dignita). Эти качества, по Вазари, достигаются за счет "истинных пропорций" (итал. "vera proportione"). Но живопись, по определению, "подражает природе". Архитекторы, напротив, заимствуют формы из античности. Поэтомув период кватроченто (итал. quatrocento - "четырехсотые годы", т. е. XV в. ) архитектура опережает другие виды искусства. Последние исследования, как утверждает Э. Панофский, подтверждают раннее посещение Филиппе Брунеллески (1377-1446) Рима, где он мог ознакомиться с античной архитектурой (ок. 1410 г. ), еще до начала практической деятельности во Флоренции, в часности, возведения знаменитого купола Флорентийского собора (1420-1436). "Несмотря на явные связи с готической архитектурой, в его даже самых ранних постройках присутствует классическая гармония, а не средневековая триангуляция". Проекты другого выдающегося основоположника ренессансной архитектуры Л. Б. Альберти (1404-1472), как, например, церкви Сант Андреа в Мантуе (1470), ближе к отдаленным во времени античным памятникам, чем к современным готическим.
  . страницы:
1  11  21  31  41  51  61  71  81  91
2 12 22 32 42 52 62 72 82 92
3 13 23 33 43 53 63 73 83 93
4 14 24 34 44 54 64 74 84 94
5 15 25 35 45 55 65 75 85 95
6 16 26 36 46 56 66 76 86  
7 17 27 37 47 57 67 77 87  
8 18 28 38 48 58 68 78 88  
9 19 29 39 49 59 69 79 89  
10 20 30 40 50 60 70 80 90  
  . содержание:

  . архи.Лекции
  . архи.проекты:


  . архи.поиск:
    
   
  . архи.другое:
ШтоРаМаг — куб
  . архи.дизайн:
  радизайн 2004  рaдизайн © 2004  

click "refresh" if uncorrect value SUPERTOP

    © Власов В.Г. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства В 8т.
  - СПб.:ЛИТА, 2000.-864с.:ил. © DMS Construction
    © 2004, проект АрхиВсё,  ссылайтесь...
Всё.
Hosted by uCoz