|
Проект «Архи всЁ» переехал на сайт www.cih.ru см. также: СНиПы | Бионика | Модерн | Новости | Строительство Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website: |
city-2 /
архи.всё -> архи
ГЭК Классицизм ← Все архитектурные стили |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Первоначальную
планировку стрелки Васильевского острова осуществил А. Захаров. С именем
этого русского зодчего связано другое выдающееся произведение архитектуры
александровского классицизма - здание Главного Адмиралтейства (1806-1823).
Перестраивая старое здание, возведенное И. Коробовым, Захаров бережно
сохранил идею петровского времени - золоченый "шпиц" с корабликом,
впервые появившийся в 1719 г. Главный фасад П-образного в плане здания
растянулся на 407 м, боковые - на 140 м. Чтобы избежать монотонности,
архитектор применил трехчастную композицию, умело разработав боковые
ризалиты портиками, а в центре смело водрузил "стрелу, похожую на
мачту золотого корабля, на крышу греческого храма", опоясав башню
колоннадой ионического ордера. Мотив кубического объема, прорезанного
центральной аркой, повторен в композиции боковых павильонов, выходящих
на Неву. Аттик центральной башни украшен рельефом "Восстановление
флота в России", исполненным И. Теребеневым (1812); по сторонам
от арки - удивительные по красоте скульптурные группы "Нимф, несущих
небесную и земную сферы" (Ф. Щедрин, 1812-1813), над аркой - осеняющие
ее знаменами Гении Славы (И. Теребенев, 1812). Летящие Славы, трубящие
победу, повторены на невских павильонах (рис. 183). По углам нижнего
куба центральной башни расположены четыре сидящие фигуры античных воителей:
Ахилл, Аякс, Александр Македонский и Пирр. Выше, на колоннаде - статуи "четырех
времен года, четырех ветров и четырех стихий", к которым добавлены
фигуры египетской Исиды, покровительницы мореплавания, и Урании, древнегреческой
музы астрономии (все фигуры повторены дважды, всего 28 статуй по числу
колонн). Не сохранились уничтоженные в 1860-х гг. аллегорические фигуры "лежащих
рек" перед портиками главного фасада, и двенадцати месяцев по углам
треугольных фронтонов. А с постаментов перед невскими павильонами (где
теперь находятся якоря) были сняты фигуры "четырех частей света":
Азии, Европы, Африки и Америки. Годуновский классицизм.ГОДУНОВСКИЙ КЛАССИЦИЗМ - условное название стиля русского искусства, главным образом архитектуры, в период царствования Бориса Годунова (1598-1605). После кончины царя Ивана IV Грозного в 1584 г. по его завещанию к наследнику царю Федору Иоанновичу, "неспособному по здоровью и уму", были назначены опекуны из бояр, из которых, постепенно оттесняя остальных, выделился энергичный Б. Годунов. Скоро он, сосредоточив в своих руках всю власть, стал править, по определению историка В. Ключевского, "умно и осторожно, и четырнадцатилетнее царствование Федора было для государства временем отдыха от погромов и страхов опричнины".И даже после того как в 1591 г. в Угличе был зарезан наследник царевич Дмитрий и подозрение пало на Годунова, в 1598 г. после смерти Федора Иоанновича земский собор избрал Бориса царем. Годунов начал свое царствование с большим блеском, он задумал основать новую династию и тем прославить свое имя. В Московском Кремле развернулись строительные работы. Еще при Иване Васильевиче III (1462-1505) в Москву стали приезжать итальянские зодчие. На рубеже XVI-ХVII вв., помимо итальянцев, увеличилось число английских, немецких, польских мастеров. Через них русские знакомились с европейской наукой и строительной техникой. Традиция русских "столпообразных храмов" была достойно поддержана в Московском Кремле возведением колокольни "Иван Великий" (1505-1508). В 1600 г. повелением Бориса Годунова она надстроена еще на два яруса и достигла 81 м высоты. Верхний барабан был опоясан тремя золочеными лентами фриза с надписью: "Изволением Святые Троицы повелением великого господаря царя и великого князя Бориса Федоровича всея Русии самодержца..." На перекладине креста, венчающего главу, - "Царь славы". С этой надстройкой "Иван Великий" из простой колокольной башни превратился в символ возвышения русского государства, а Соборная площадь Кремля получила законченный вид. Но и этого Годунову было мало. Сравнивая себя с библейским царем Соломоном, царь Борис задумал создать новый грандиозный храм в Кремле, который превзошел бы Успенский собор, построенный А. Фьораванти (1475-1479). Эта идея осталась неосуществленной, но в правление Годунова были реализованы градостроительные проекты: постройка стен и башен Белого города в Москве, Кремля в Смоленске, сооружение Борисова городка близ Можайска, каменных торговых рядов в Москве. Село Красное на Волге, близ Костромы, было вотчиной бояр Годуновых. В 1592 г. там возведена церковь Богоявления - шатровый храм столпообразного типа, восходящий к знаменитой церкви Вознесения в Коломенском, построенной царем Василием III. В Троицком соборе Ипатьевского монастыря в Костроме (1603-1605, перестройка в 1652), демонстрирующем "го-дуновский стиль", повторяется карниз, отделяющий закомары от плоскости стены, впервые примененный Алевизом Новым в 1505-1509 гг. в Архангельском соборе Московского Кремля. Собор в Костроме отличают строгая выверенность пропорций, традиционное пятиглавие, кладка "как по линейке", арки с "гирьками" и "дыньками". Постройки в Вязёмах, усадьбе Годуновых близ Москвы, характеризует тот же стиль. В период "годуновского зодчества" происходила канонизация сложившихся к тому времени строительных приемов: воспроизводились традиционные композиции, в которых подчеркивались симметрия, компактность плана, строгое пропорционирование. Использовались заимствованные у итальянцев ордерные элементы, полуциркульные арки, пилястры с коринфскими капителями, классические профили карнизов. Это была канонизация русского стиля на европейский манер. Уменьшилась вариативность построек, их внешнее разнообразие, но появилось единство стиля. |
. страницы: | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
. содержание: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.Лекции |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.проекты: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.поиск: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.другое: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.дизайн: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
рaдизайн © 2004 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
© Власов В.Г. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства В 8т. - СПб.:ЛИТА, 2000.-864с.:ил. © DMS Construction © 2004, , ссылайтесь... |
Всё. |