arch
Архивная версия / archive version:


Проект «Архи всЁ» переехал на сайт www.cih.ru
This project was moved to the www.cih.ru

данная версия не обновляется и может быть недоступной через некоторое время

см. также: СНиПы | Бионика | Модерн | Новости | Строительство

Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website:
 
проект:   city-2 / архи.всё -> архи ГЭК
   Классицизм   Все архитектурные стили
Архи . всЁ
прессслужба
радизайн
Архи . форум

Первоначальную планировку стрелки Васильевского острова осуществил А. Захаров. С именем этого русского зодчего связано другое выдающееся произведение архитектуры александровского классицизма - здание Главного Адмиралтейства (1806-1823). Перестраивая старое здание, возведенное И. Коробовым, Захаров бережно сохранил идею петровского времени - золоченый "шпиц" с корабликом, впервые появившийся в 1719 г. Главный фасад П-образного в плане здания растянулся на 407 м, боковые - на 140 м. Чтобы избежать монотонности, архитектор применил трехчастную композицию, умело разработав боковые ризалиты портиками, а в центре смело водрузил "стрелу, похожую на мачту золотого корабля, на крышу греческого храма", опоясав башню колоннадой ионического ордера. Мотив кубического объема, прорезанного центральной аркой, повторен в композиции боковых павильонов, выходящих на Неву. Аттик центральной башни украшен рельефом "Восстановление флота в России", исполненным И. Теребеневым (1812); по сторонам от арки - удивительные по красоте скульптурные группы "Нимф, несущих небесную и земную сферы" (Ф. Щедрин, 1812-1813), над аркой - осеняющие ее знаменами Гении Славы (И. Теребенев, 1812). Летящие Славы, трубящие победу, повторены на невских павильонах (рис. 183). По углам нижнего куба центральной башни расположены четыре сидящие фигуры античных воителей: Ахилл, Аякс, Александр Македонский и Пирр. Выше, на колоннаде - статуи "четырех времен года, четырех ветров и четырех стихий", к которым добавлены фигуры египетской Исиды, покровительницы мореплавания, и Урании, древнегреческой музы астрономии (все фигуры повторены дважды, всего 28 статуй по числу колонн). Не сохранились уничтоженные в 1860-х гг. аллегорические фигуры "лежащих рек" перед портиками главного фасада, и двенадцати месяцев по углам треугольных фронтонов. А с постаментов перед невскими павильонами (где теперь находятся якоря) были сняты фигуры "четырех частей света": Азии, Европы, Африки и Америки.
Ради того, чтобы пробить окна в верхней части стен, был уничтожен скульптурный фриз, опоясывавший здание. Но даже оставшееся скульптурное убранство создает необычное ощущение движения архитектуры в окружающее пространство, с которым становится ясно истинное значение всей композиции. "Великое произведение архитектуры никогда не бывает только зданием. В нем узнает себя целый город". С возведением Биржи и Адмиралтейства, центр города получил новый образ. Его главным проспектом стала Нева, а центральной площадью - она же в самом широком течении, там, где река разделяется на два рукава между Петропавловской крепостью и Зимним дворцом.
Несколько позднее, после работ К. Росси и О. Монферрана в период "русского (петербургского) ампира", окончательно сложился не имеющий аналогов в мире "Ансамбль Трех площадей" центра Петербурга. Параллельно невскому течению слились воедино Дворцовая, Адмиралтейская и Сенатская площадь, а центр трехлучевой планировки города, намеченный П. Еропкиным в период "петровского барокко", был мощно обозначен сияющей золотом "адмиралтейской иглой". Характерная черта стиля александровского классицизма - определяющая роль французского влияния - школы К.-Н. Леду и "мегаломанов" Королевской Академии архитектуры в Париже. Их принцип - выразительность простых геометрических объемов: куба, параллелепипеда. Такова же александровская архитектура: "Одно стихийное стремление доминирует над всеми помыслами и идеалами эпохи, это - стремление к возможной простоте. Наружные и внутренние стены екатерининских зданий кажутся уже недостаточно простыми, и архитектор отбрасывает все, что не является безусловно необходимым, и для него нет большей радости, как суровая гладь стены. И только местами, только для того, чтобы еще более подчеркнуть торжественную красоту этой глади, он прерывает ее скульптурным фризом или легкой орнаментальной фигурой...". В то же время постройки александровского классицизма столь оригинальны и так тонко гармонируют с пейзажем, что в них, кажется, нет ничего французского.
Серое петербургское небо, золоченые шпили, горизонтали набережных, светлые колоннады... Велика была роль самого императора. Александр был обуреваем страстью к строительству и прекрасно разбирался в архитектуре. Ни одно здание в Петербурге не могло быть построено без "высочайшего апробирования чертежей". Значение личности Александра I в формировании классицистического облика Петербурга иногда сравнивают с ролью Перикла в строительстве Афинского Акрополя (см. Перикла Век).
Образ города периода александровского классицизма отразил в 1814 г. в своей "Прогулке в Академию художеств" К. Батюшков: "Взгляните... на набережную, на сии огромные дворцы - один другого величественнее! на сии домы - один другого красивее! Посмотрите на Васильевский остров, образующий треугольник, украшенный биржею, ростральными колоннами и гранитною набережною, с прекрасными спусками и лестницами к воде. Как величественна и красива эта часть города! Вот произведение, достойное покойного Томона, сего неутомимого иностранца, который посвятил нам свои дарования и столько способствовал к украшению северной Пальмиры!..
Сколько чудес мы видим перед собою, и чудес, созданных в столь короткое время, в столетие - в одно столетие!.. Хвала и честь Александру, который более всех, в течение своего царствования, украсил столицу Севера!.. Кто не был двадцать лет в Петербурге, тот его, конечно, не узнает. Тот увидит новый город, новых людей, новые обычаи, новые нравы... Адмиралтейство, перестроенное Захаровым, превратилось в прекрасное здание и составляет теперь украшение города... Вокруг сего здания расположен прекрасный бульвар, с которого можно видеть все, что Петербург имеет величественного и прекрасного: Неву, Зимний дворец, великолепные домы Дворцовой площади, образующей полукружие, Невский проспект, Исаакиевскую площадь, Конногвардейский манеж, который напоминает Партенон, прелестное строение Г. Кваренги, Сенат, монумент Петра I и снова Неву с ее набережными". В 1817 г. перед построенным Дж. Кваренги Конногвардейским манежем были установлены мраморные скульптурные группы Диоскуров, выполненных П. Трискорни по образцу античных, находящихся на Квириналъском холме в Риме.
Война с Наполеоном не повлияла на художественные пристрастия Александра. Вступив в 1814 г. во главе союзных армий в Париж, Александр не забыл о своих художественных проектах. Он намеревался пригласить в Петербург Ш. Персье и П. Фонтена, придворных архитекторов Наполеона, но выбрал никому неизвестного тогда О. Монферрана, будущего строителя грандиозного Исаакиевского собора и Александровской колонны. И. Грабарь писал о том, что если во Франции "естественное развитие Классицизма было прервано холодной диктатурой Ампира", то по "странной прихоти судьбы Россия становится второй родиной нового стиля, ибо в Петербурге продолжается развитие блестящих французских идей". Но в 1811 г. скончался А. Захаров, в 1813 г. - Томон. Они не оставили после себя школы, и стиль александровского классицизма стал перерождаться в "русский ампир" К. Росси и В. Стасова. С александровской эпохой связано обновление Петербургской Академии художеств, деятельность ее президента А. Оленина и начало движения национального романтизма в русском искусстве. Императору Александру принадлежала и романтическая идея возведения в Москве на Воробьевых горах храма-памятника Христу Спасителю и русским воинам, по обету за избавление от наполеоновского нашествия. Позднее в ином месте такой храм в формах "русско-византийского" стиля построил К. Тон.

Годуновский классицизм.

ГОДУНОВСКИЙ КЛАССИЦИЗМ - условное название стиля русского искусства, главным образом архитектуры, в период царствования Бориса Годунова (1598-1605). После кончины царя Ивана IV Грозного в 1584 г. по его завещанию к наследнику царю Федору Иоанновичу, "неспособному по здоровью и уму", были назначены опекуны из бояр, из которых, постепенно оттесняя остальных, выделился энергичный Б. Годунов. Скоро он, сосредоточив в своих руках всю власть, стал править, по определению историка В. Ключевского, "умно и осторожно, и четырнадцатилетнее царствование Федора было для государства временем отдыха от погромов и страхов опричнины".
И даже после того как в 1591 г. в Угличе был зарезан наследник царевич Дмитрий и подозрение пало на Годунова, в 1598 г. после смерти Федора Иоанновича земский собор избрал Бориса царем. Годунов начал свое царствование с большим блеском, он задумал основать новую династию и тем прославить свое имя. В Московском Кремле развернулись строительные работы. Еще при Иване Васильевиче III (1462-1505) в Москву стали приезжать итальянские зодчие.
На рубеже XVI-ХVII вв., помимо итальянцев, увеличилось число английских, немецких, польских мастеров. Через них русские знакомились с европейской наукой и строительной техникой. Традиция русских "столпообразных храмов" была достойно поддержана в Московском Кремле возведением колокольни "Иван Великий" (1505-1508). В 1600 г. повелением Бориса Годунова она надстроена еще на два яруса и достигла 81 м высоты. Верхний барабан был опоясан тремя золочеными лентами фриза с надписью: "Изволением Святые Троицы повелением великого господаря царя и великого князя Бориса Федоровича всея Русии самодержца..." На перекладине креста, венчающего главу, - "Царь славы". С этой надстройкой "Иван Великий" из простой колокольной башни превратился в символ возвышения русского государства, а Соборная площадь Кремля получила законченный вид. Но и этого Годунову было мало. Сравнивая себя с библейским царем Соломоном, царь Борис задумал создать новый грандиозный храм в Кремле, который превзошел бы Успенский собор, построенный А. Фьораванти (1475-1479). Эта идея осталась неосуществленной, но в правление Годунова были реализованы градостроительные проекты: постройка стен и башен Белого города в Москве, Кремля в Смоленске, сооружение Борисова городка близ Можайска, каменных торговых рядов в Москве.
Село Красное на Волге, близ Костромы, было вотчиной бояр Годуновых. В 1592 г. там возведена церковь Богоявления - шатровый храм столпообразного типа, восходящий к знаменитой церкви Вознесения в Коломенском, построенной царем Василием III. В Троицком соборе Ипатьевского монастыря в Костроме (1603-1605, перестройка в 1652), демонстрирующем "го-дуновский стиль", повторяется карниз, отделяющий закомары от плоскости стены, впервые примененный Алевизом Новым в 1505-1509 гг. в Архангельском соборе Московского Кремля. Собор в Костроме отличают строгая выверенность пропорций, традиционное пятиглавие, кладка "как по линейке", арки с "гирьками" и "дыньками". Постройки в Вязёмах, усадьбе Годуновых близ Москвы, характеризует тот же стиль. В период "годуновского зодчества" происходила канонизация сложившихся к тому времени строительных приемов: воспроизводились традиционные композиции, в которых подчеркивались симметрия, компактность плана, строгое пропорционирование. Использовались заимствованные у итальянцев ордерные элементы, полуциркульные арки, пилястры с коринфскими капителями, классические профили карнизов. Это была канонизация русского стиля на европейский манер. Уменьшилась вариативность построек, их внешнее разнообразие, но появилось единство стиля.
  . страницы:
1  11  21  31  41  51  61  71  81  91
2 12 22 32 42 52 62 72 82 92
3 13 23 33 43 53 63 73 83 93
4 14 24 34 44 54 64 74 84 94
5 15 25 35 45 55 65 75 85 95
6 16 26 36 46 56 66 76 86  
7 17 27 37 47 57 67 77 87  
8 18 28 38 48 58 68 78 88  
9 19 29 39 49 59 69 79 89  
10 20 30 40 50 60 70 80 90  
  . содержание:

  . архи.Лекции
  . архи.проекты:


  . архи.поиск:
    
   
  . архи.другое:
ШтоРаМаг — куб
  . архи.дизайн:
  радизайн 2004  рaдизайн © 2004  

click "refresh" if uncorrect value SUPERTOP

    © Власов В.Г. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства В 8т.
  - СПб.:ЛИТА, 2000.-864с.:ил. © DMS Construction
    © 2004, проект АрхиВсё,  ссылайтесь...
Всё.
Hosted by uCoz